Играть - так просто!

Автор  Субботина Любовь Георгиевна

Просто ли играть?
«Ну, пожалуйста, поиграй со мной!» - какому родителю не знакома эта сакраментальная детская фраза. Мало кого из взрослых она приводит в восторг. Но почему? Почему нам так сложно играть с детьми? Да и необходимо ли это, ведь росли же раньше дети, например, крестьянские, и никто с ними не играл. Почему нам так тяжело играть с детьми?

Причина первая. Мы выросли.
Когда я спросила одну мою знакомую, что самое сложное в воспитании ребёнка, она, не задумываясь, ответила:
« Играть. Играть - это невозможно, у меня столько дел, а я должна ползать по ковру, изображая лошадь или, хуже того, возить ненавистные машинки».
Да, к сожалению, мы выросли. В любом возрасте есть ведущая деятельность, деятельность, в ходе которой человек приобретает наиболее значимые для него качества. В детстве - это игра, в школьные годы - учёба, в юности - общение. В нашем возрасте эта деятельность далека от игры. Мы привыкли смотреть на мир серьёзно и делать то, что необходимо.
Нас приучила жизнь рассчитывать время и силы, совершенствоваться в том, что важно и нужно. И вдруг нам предлагают играть, а попросту - тратить своё драгоценное время на пустые, как нам кажется, манипуляции с куклами и машинками. И это видится нам вопиющей несправедливостью. «Если уж у меня будет свободная минутка, - рассуждает ведущая хозяйство мама, - я уж лучше книжку ему почитаю, научу чему-нибудь». «Нет, уж увольте, - возмущается пришедший с работы папа, - какие игры могут быть, - спорт я понимаю, рыбалка...».
Но, как ни странно, крохе важно и нужно играть. В этом-то состоит главный ответ на вопрос, почему нам всё-таки надо играть с детьми. Дело в том, что потребность в игре исходит не от нас, взрослых, а от наших малышей. На самом деле, было бы крайне смешно, если бы взрослые люди удовлетворяли свои потребности, катая машинки или укачивая кукол. А ребёнку это так же нужно, как есть и спать. Ведь, как бы маме ни хотелось варить обед, она, не задумываясь, делает это. Так и с игрой - ребёнку она необходима, необходима потому, что именно в игре кроха приобретает самые нужные и важные для него качества. Ни занятия, ни учёба не могут дать в возрасте 2-5 лет столько, сколько легко и непринуждённо даёт игра. А научить играть может взрослый. Играя, малыш учится общаться, чувствовать, сопереживать, понимать, мыслить, быть в ответе. И если игры нет, то из жизни ребёнка уходит что-то важное и нужное. И хотя нам тяжело играть, нам всё-таки нужно это делать ради наших детей, ради любви к ним.

Причина вторая. Игра—это труд.
Наблюдая за многими родителями, я пришла к выводу - взрослым сложно придумывать новые игры. Нежелание, неумение, нехватка времени - всё это приводит к тому, что маме или папе проще отмахнуться от ребёнка, нежели придумать сюжет для увлекательной игры. Оторваться от своих дел, выбросить из головы, хотя бы на время, свои взрослые проблемы, опустится на пол и по-новому взглянуть на игрушки своего малыша - под силу не всем родителям. Игра - это трудно, трудно ещё и потому, что не знаешь как! Но....
Уверяю вас, что очень многие люди, играющие с детьми, не знают, как это делать. Если даже и знают, то им приходится менять ход, сюжет, а порой и смысл в зависимости от желаний и настроений ребёнка. Так что выход один - начинать! И пусть сначала ваша игра будет больше похожа на перекладывание хорошо знакомых самолётов и плюшевых медведей, а их отдельные реплики будут произноситься с трудом, не отчаивайтесь! По ходу вы обретёте уверенность, вам станет даже любопытно. Ведь, придя на работу, мы не сразу становимся ассами. Сначала следует этап вырабатывания навыков и привыкания, потом появляется интерес и азарт. Так почему бы нам не пойти по такому же пути с детской игрой?

Причина третья. Мы по-разному играли в детстве.
Все мы родом из детства. Оттуда мы черпаем приятные ощущения, страхи и комплексы. Оттуда, издалека, приходит к нам желание или нежелание работать над собой, добиваться своей цели или оставлять незаконченное на полдороге. Из детства идёт и желание играть. Психологи установили, что те родители, с которыми не играли в детстве, не станут играть и со своими детьми. А это значит, что между взрослым и ребёнком будет рваться ниточка, которую потом не свить, не восстановить в течение всей жизни. Ниточка, которая называется общностью интересов.
Мы не заметим, как вырастут наши дети, как у них появятся свои интересы и увлечения. И не дай бог на наш вопрос « Что ты делаешь? Расскажи», ребёнок с удивлением ответит: « А разве тебе это интересно?».
Совместная игра помогает не только малышу получить удовлетворение и радость, она оказывает и неоценимую помощь и взрослым. Нигде и никогда вы не узнаете своего малыша лучше, чем в игре. Какой он у вас - добрый или злой, сочувствующий или обвиняющий, обидчивый или юморной, оптимист или пессимист - всё это, как на ладони, видно в игре. Наблюдательные родители, с интересом воспринимающие своего малыша, будут поражены, узнав его с самых разных сторон. Я не говорю о том, что в игре колоссальное развитие получают все психические процессы: и воображение, и мышление, и речь, и память. Конечно, если это игра умная, а не бросание машинок на пол и топтание их ногами. А такую игру часто предлагают именно взрослые.

Причина четвёртая. Раньше и без игры хорошо развивались.
Многие родители считают, что не надо учить играть. Ребёнок до всего дойдёт сам, как додумывались, догадывались крестьянские дети, с которыми никто не играл, да и не занимался.
Говоря о крестьянских детях, вспомним, что отношение к ним в корне отличалось от отношения нас к нашим малышам.
Во-первых, они рассматривались как обычный процесс жизни. Не воспринимались как нечто особенное. Их в семье было много. И часто о смерти ребёнка горевали меньше, чем о гибели коровы.
В наше время кроха, порой единственный в семье, воспринимается как великая ценность и неповторимая личность. А следовательно, и отношение к нему и совершено другое.
Во-вторых, появляясь на свет, дети, почти не изменяли, жизнь матери. Женщина продолжала работать в поле, вести домашнее хозяйство, и никому в голову не приходило освобождать её от работы для ухода за ребёнком. Мама не играла с малышом не потому, что мама не хотела, а потому, что не могла. Тем не менее, всё равно находили время сделать ребёнку игрушки, смастерить что-нибудь интересное.
В-третьих, в крестьянской семье было много детей. Малыши тянулись один за другим. Очень часто роль мамы выполняли старшие братья и сёстры, которые вовлекали малышей в свои игры.
В-четвёртых, огромную роль в крестьянском воспитании играл труд. И родителям, и детям было ясно, что малыши вырастут, и будут пахать землю, ухаживать за скотиной, печь хлеб и шить одежду. Этому и учили детей.
Но в наше время ситуация меняется. Вовлекая ребёнка в домашнюю работу, мы же не готовим его в уборщицы или в дворники. Перед современным малышом открываются различные возможности в выборе профессии. Узнать о них, попробовать себя в различных сферах, ребёнок может в игре. В игре у него формируются определённые навыки, малыш испытывает желания, переживает эмоции - и всё это формирует его как личность.
Остается лишь оговорить одну немаловажную деталь - родители не должны весь день с утра до вечера играть. Малышу надо понимать, что, помимо игры, у взрослых есть огромное количество важных дел. К тому же родителям просто необходимо какое-то время оставлять для себя. Поэтому с самого раннего возраста надо сделать так, чтобы ребёнок привык к тому, что час игры когда-то заканчивается. И, несмотря на его возмущение, взрослые не смогут вернуться в детскую комнату - их ждут другие дела.
Свободное время необходимо малышу, чтобы осмыслить то, чему он научился у взрослого, придумать что-то самому, научиться играть самостоятельно.
Иногда, когда вы видите, что малыш увлечён игрой и ваше присутствие ему не нужно, можно тихо, не акцентируя его внимания, покинуть детскую.
Важно помнить одно - играть с ребёнком надо, но постоянно развлекать его вредно и не нужно.
А играть можно: в магазин, в больницу, в самолёт (пароход), в конструктор, в пожарников, в дочки-матери, в театр...

Желаем удачи!

Прочитано 1067 раз