Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала!

Такая разная игрушка!

Автор  Субботина Любовь Георгиевна

В магазине «Игрушки» толпы оживлённых покупателей. К прилавкам не протолкнуться. Особенно к тем, где продают сверкающие машины, работающие на батарейках. Ещё бы! Они не только движутся по прямой, но и обходят препятствия. Да ещё в них вспыхивают и гаснут цветные огни. Ну, как не купить мальчику?

И вот папа, радостный, примчался домой.
--Смотри, Димочка, что я тебе принёс!
Пятилетний Дима бросается к новой игрушке.
--Осторожно, поломаешь! Лучше я сам.
Папа по всем правилам запускает машину. Битый час вся семья созерцает чудесную игрушку. Затем Диме, наконец, разрешают взять её в руки.
На следующий день папа, вернувшись с работы, видит, что Дима тащит за верёвочку старенький самосвал.
--А где же твоя новая машина? - Ну её... Она ездить больше не хочет...
Папа принимается за ремонт. Машина работает ещё полчаса, а затем прочно занимает место на дне ящика, полного такими же забытыми и бездействующими игрушками.

Часто, очень часто родители, покупая игрушку, полагаются на свой вкус. Не слишком задумываясь, выбирают то, что броско, эффектно, поражает их собственное воображение. Конечно, приятно лишний раз порадовать своего малыша чем-то красивым, ярким. Приятно, отправляясь в гости, принести в подарок ребёнку новую игрушку.

Особенно необычную, дорогую (не поскупились!). И растут в ящиках, в углах, а то и под кроватью горы заброшенных луноходов, пожарных машин, катеров. А ребёнок привыкает, повозившись с новой игрушкой день-два, забрасывать её и ждать (а иногда и требовать) следующую.
Игрушка, умело подобранная, - одно из важных средств воспитания. Но эту свою функцию она сможет выполнить только при условии, если родители раньше, чем приобрести её, попытаются задуматься: сколько игрушек нужно ребёнку? Какие игрушки подходят для его возраста? Что будет делать ребёнок с новой игрушкой?
Последний вопрос, пожалуй, самый важный, ибо, ответив на него, вы легче найдёте ответ на два предыдущих. Игрушка должна быть, говоря языком специалистов, функциональной, действующей. Игрушки, на которые можно только смотреть, бесполезны. И, значит, ребёнку нужны только те игрушки, с которыми он действительно может, и будет играть.

Двухлетнему малышу купите игрушки, помогающие воспроизводить несложные, знакомые ему действия взрослых. Это, например, кукла и всё, что нужно, чтобы её «накормить», «уложить спать», машина, в которой можно перевозить кубики, катать зверушек, совочки, формочки, чтобы делать куличики из песка.
Все эти так называемые сюжетные игры очень важны для общего развития ребёнка. Они не дают реальных трудовых навыков, но дают нечто другое, и, по-видимому, большее: представление о жизни взрослых, их труде.

Игрушки для детей двух-трёх лет должны быть достаточно крупными, простыми, без лишних деталей. И вовсе не обязательно, чтобы они были копиями реальных людей, животных, вещей. Наоборот, исследования показывают, что дети охотнее пользуются игрушками, передающими в обобщённой форме особенности изображаемых ими персонажей, предметов.

Да это и полезнее: ребёнок скорее поймёт, что игрушка не настоящая вещь, а как бы её обозначение, что очень важно для его умственного развития. И ещё одно требование: куклы, игрушечные животные должны быть выразительными – весёлыми, грустными, задорными, но никак не близкими. Тогда ребёнку в игре легче будет придумывать те или иные ситуации.

Дети растут, их игры усложняются. К трём годам они начинают брать на себя роли, «перевоплощаться» в маму, доктора, шофёра, а к четырём годам начинают играть вместе, распределять роли между собой. Какие игрушки нужны теперь? Те, которые помогают придумывать и разнообразить сюжеты игры, пробуждают фантазию, позволяют входить в роль взрослого, занятого интересным и важным делом.
Для трёх-четырёхлетних детей хороши тематические наборы – принадлежности «врачебного кабинета», «парикмахерской», «кухни» и другие. В этом возрасте ребёнок старается по возможности точно повторять действия доктора, парикмахера, мамы, а для этого нужны подходящие заместители предметов.
А вот позднее – лет с пяти – гораздо более важным становится другое – придумывать новые ситуации, события, приключения. Такие игры развивают мышление, воображение, фантазию. И для них совсем не нужно множества игрушек. «Капитану дальнего плавания» вполне достаточно подзорной трубы, «космонавту» – шлема, «солдату» – автомата или пилотки.

Старшие дошкольники не всегда выступают в игре в качестве «актёров». Часто (особенно если ребёнок играет один) они предпочитают становиться «режиссёрами», раздают роли игрушкам, а сами действуют и говорят за них. Для этого они нуждаются в достаточном количестве мелких игрушек (куколок, солдатиков, фигурок животных), которые могут ходить друг к другу в гости, учится в школе, составлять спортивные команды, жить в зоопарке или выступать в цирке.
Особый разговор об игрушке дидактической, то есть обучающей. Для маленьких детей (на втором-третьем году жизни) она даже важнее сюжетной. Манипуляции с предметами привлекают ребёнка, он готов бесчисленное количество раз разбирать и снова складывать матрёшку, башенку, проталкивать в коробку с вырезами фигурки определённой формы, насыпать в формочку песок и высыпать его.
При этом развивается целенаправленность действий, формируется умение сначала практически, руками, а потом на глаз определять форму предметов, величину, цвет, соотносить их свойства между собой.

Подбор дидактических игрушек и игр для детей постарше – задача не из лёгких. Необходимо хорошо представлять себе, чему игра может научить ребёнка, как это будет соотнесено со знаниями и умениями, которые у него уже есть. Если он любить конструировать и сумеет, хотя бы с помощью взрослых собрать модель самолёта, катера, лодки, покупайте ему такие модели.

Возбудимым детям, у которых необходимо воспитывать навыки усидчивости и внимания, полезны спокойные настольные игры, конструирование. Но, добиваясь обучающего и воспитывающего эффекта, не забывайте, что игра есть игра, и она должна нравиться ребёнку!
Очень хорошо, если у вашего ребёнка есть любимая кукла, обезьянка, машина. Поддерживайте эту привязанность! Учите детей бережно относиться к игрушкам. Поломанные, старые игрушки куда лучше починить, подкрасить (с участием ребёнка), чем выбрасывать или складывать в ящик и спешить в магазин за другими. Новые игрушки должны появляться только для того, чтобы обогатить игру ребёнка, сделать её более содержательной.

Успеха в игре!

Прочитано 1177 раз